Психология

«Принимайте ребенка таким, какой он есть» — это как?

«Принимайте ребенка таким, какой он есть» — это как?

© Jamie Street, Unsplash

«Вот мы часто слышим фразу – «надо принимать ребенка таким, какой он есть». Но почему нам так сложно ее осознать на практике?

Человек рождается
с набором базовых эмоций. Никто не учит малышей бояться, грустить или
сердиться. Эти умения нужны людям (и животным), чтобы защитить себя в опасных
ситуациях.

Затем человек
растет, вступает в контакт с другими людьми и получает «в подарок» способность
испытывать стыд и вину. Эти эмоции природой в нас не предусмотрены и
развиваются в ответ на действия и слова других людей. Попросту говоря,
окружающие учат нас стыдиться и чувствовать себя виноватыми.

Одна из причин,
по которой мы начинаем испытывать эти чувства, постоянные оценки и критика со
стороны других людей. Любое действие маленького ребенка вызывает реакцию:
сделала первый шаг – молодец, испачкал штанишки – ай-ай-ай, плохой мальчик.

Говоря о детях,
мы почти всегда непроизвольно оцениваем их самих и то, что они делают: «у нее
красивые глаза», «он неуклюжий», «у нее грубый голос». Постепенно дети учатся
ориентироваться в этих оценках, понимают, когда их хвалят, а когда критикуют. С
этого момента дети начинают делать то же самое, что и взрослые люди: пытаться
соответствовать тому, что считается нормой. И стыдиться, если они от этой нормы
чем-то отличаются.

К чему это может
привести, большинству из нас прекрасно известно: появляются комплексы,
развиваются неврозы, депрессия и другие психологические проблемы. И только
тогда мы начинаем задумываться и пытаться решить проблемы.

В многочисленных
статьях, книгах и лекциях по воспитанию детей можно услышать один простой
совет: ребенка надо принимать таким, какой он есть.

Ольга Уткина,
мама двоих детей и журналист, автор блога
«Smartoctopus: для родителей
подростков»
написала пост, в котором размышляет о
том, почему сказать в этом случае намного проще, чем сделать.

«Вот мы часто
слышим фразу – «надо принимать ребенка таким, какой он есть». Но почему нам так
сложно ее осознать на практике?

Потому что мы с
детства живем в мире, полном оценочных суждений.

Ну вот, например,
я скажу «У этой девушки большая грудь».

Это можно услышать,
как «вау, как круто, у нее большая грудь», или «фу, большая грудь», или «она
выглядит вызывающе».

Но на самом деле
это просто констатация факта. Грудь? Грудь! Большая? Большая. И все. Не хорошо
и не плохо. Как небо синее, трава зеленая.

Вот в этой
констатации фактов и заключается то самое «принятие как есть». Мы не навешиваем
оценку, мы просто видим, что наш ребенок спортивный / медлительный / высокий /
крупного телосложения / кудрявый / активный / общительный / медленно принимает
решения и так далее.

Все это – просто
информация о том, каков наш ребенок на самом деле.

Проблема в том,
что мы часто имеем в голове портрет некоего «идеального» ребенка. Из-за этого
его реальные качестве постоянно проходят сравнение с тем самым идеалом. В итоге
человек вырастает, обвешанный ярлыками. И чаще всего со знаком минус.

Не «у нее 41
размер ноги», а «у нее слишком большая нога, у девочки красиво, когда 37
максимум»

Не «он любит
быть дома и собирать Лего», а «он неспортивный, слабый»

Не «он
оценивает риски, прежде чем совершить поступок», а «он у нас трусоват»

Не «она любит
играть в футбол», а «она у нас не женственная, как пацан вечно»

А почему? Потому
что мы видим ребенка каким-то определенным – в нашем воображении. Миниатюрную
дочку-балерину, сына-футболиста с кучей друзей – кого угодно, только не того,
кем наш ребенок является на самом деле.

Это очень
интересный момент! А что, если попробовать отойти от постоянных сравнений и
оценок и просто наблюдать?

И с собой,
кстати, то же самое! «Какой Я?» – это вопрос, на который мы часто не можем
толком ответить!»

С использованием материалов из блога «Smartoctopus: для родителей подростков» Ольги Уткиной, мамы двоих детей и журналиста

Фотография: Jamie Street, Unsplash

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Общий: 0 Средний: 0]

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»